После обычных предварительных практик (девять очищающих дыханий, мантра очищения элементов, прибежище и бодхичитта) мы при помощи слога КХРОМ (произноситсяТРОМ) преображаемся в Гаруду. КХРОМ — это сердечный слог <Гаруды>. Данный слог довольно необычен, так как обычно в тантрийской системе сердечные слоги йидамов связаны с сердечными слогами пяти дхьяни-будд, однако слог КХРОМ не относится ни к одному из пяти семейств будд — он характерен именно для Гаруды. Возможно, это связано с тем, что он происходит из бона, из Шанг-Шунга. Как бы то ни было, КХРОМ — это тот коренной слог, который мы визуализируем.
* Согласно другим объяснениям Чогьяла Намкая Норбу (например, в Меригаре в августе 1986 г. или в Неа Макри в Греции в январе 1987 г.) мы также можем преобразиться в Гаруду при помощи слога А: <в этом случае> произнеся А, мы преображаемся в Гаруду, представляя слог КХРОМ в сердце, а затем, независимо от того, произносили мы КХРОМ или А, выполняем троду — распространяем и собираем свет, приглашая и получая мудрость всех Просветленных.
В наставлениях Мингьюра Дордже, записанных, когда ему было двенадцать лет, упоминается также практика Гаруды, включающая <особую> визуализацию для защиты: желая помочь кому-то, вы преображаетесь в гигантский КХРОМ — становитесь слогом КХРОМ.
На верхушке КХРОМа находится крыло, такое же, как у Гаруды, так что КХРОМ олицетворяет собой Гару-ду. Но вы не просто представляете себя Гарудой, вы — слог КХРОМ, и вы присутствуете в этом звуке. И так вы продолжаете пребывать в этом измерении звука и образа слога КХРОМ. Наверху слога КХРОМ есть кружок — это звук М, ведь когда мы произносим КХРОМ, в конце у нас идет согласная м.
В этой практике вы представляете себя очень большим, огромным слогом КХРОМ — поэтому кружок тоже становится большим. Вы представляете, что тот, кому вы хотите помочь, находится внутри этого круга, и объединяете <свою визуализацию> со звуком КХРОМ. Это учение Мингьюра Дордже — очень интересный и простой способ помочь другому человеку.
Но здесь мы рассматриваем практику Гаруды, идущую от Адзама Другпа. Мы произносим КХРОМ и проявляемся в облике Гаруды. Вообще, Гаруда значит “орел”, но это особый орел, так как у него человеческие руки. На голове у Гаруды — два пылающих рога, а между ними — солнце и луна. Обычно в центре его головы находится также <исполняющая желания> драгоценность, которую иногда изображают в виде трех шаров, окруженных пламенем: это символ способности обрести всё, что ни пожелаешь. В руках и в клюве Гаруда держит пеструю змею, что символизирует контроль над энергиями всех классов, например, класса нага. Ногами он попирает двенадцать связанных вместе змей, символизирующих двенадцать звеньев цепи взаимозависимого происхождения. В данной практике
Гаруда темно-красного цвета, наподобие раскаленного железа. Вообще, Гаруда бывает различных цветов — мы можем использовать цвет, соответствующий тому конкретному недугу или той проблеме, с которыми имеем дело. Но здесь мы используем только темно-красный цвет.
Итак, мы мгновенно преображаемся в пламенеющего Гаруду. Все объято пламенем — его клюв, когти; от покрывающих его тело перьев разлетаются искры. Он стоит на лотосе и диске солнца. Перед ним, трепеща, предстают все существа Восьми Классов, поэтому необходимо почувствовать себя Гарудой — необычайно мощным, обладающим огромной силой.
Данная практика принадлежит к системе Ану-йоги, поэтому нет необходимости обдумывать все детали, выстраивая подробную визуализацию шаг за шагом. Гораздо важнее, имея представление об облике божества, объединить его со своими ощущениями: вы просто вспоминаете облик йидама и затем стараетесь почувствовать его — так образ станет значительно более живым. Это ключевой момент в учениях Ану-йоги.
В центре вашего тела на солнечном диске проявляется темно-красный слог КХРОМ, от которого во всех направлениях распространяется свет, приводя в действие самайи всех Просветленных и приглашая их мудрость.
Повторим еще раз: итак, мы произносим КХРОМ и проявляемся в облике Гаруды цвета раскаленного железа, стоящего на двенадцати связанных вместе змеях: если хотите, можно представить, что все эти змеи также находятся на солнечном диске, в измерении огня, объятые пламенем. Так вы преображаетесь с первым звуком КХРОМ. Затем, со вторым КХРОМ, в центре вашего проявления Гаруды возникает темно-красный слог КХРОМ. символизирующий состояние Гаруды и ваше изначальное состояние. От слога КХРОМ распространяются лучи, приводящие в действие <мудрость> всех просветленных. Это второй КХРОМ.
Если вы выполняете кратчайший вариант практики, то в этом месте сразу переходите к третьему КХРОМ и получаете мудрость просветленных существ. Или здесь можно вставить мантру, приглашающую мудрость всех Гаруд, упрочить присутствие нашего состояния и сделать подношения. Произнося ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ЭХЬЯХИ, мы приглашаем мудрость всех Гаруд.
1.
Произнося ВАДЖРА САМАЙЯ ТИШТА ЛХЭН, мы обнаруживаем себя в том же состоянии, что и они.
Произнося ГХАРУТА АТИПУХО ПРАТИЧЧАХО, мы распознаем в своем собственном состоянии состояние Гаруды
2.
3.
Затем мы делаем подношения пяти чувств и тайные подношения:
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ПУШ-ПЕ ДХУППЕ АЛОКЕ... КХАКХА КХАХИ.
Затем, произнося ГХАРУТА САМАЙЯ ШУДДХЕ А, мы очищаем свои самайи от всех вольных и невольных нарушений.
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГАРУДА — мудра лотоса, как и в начале.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Произносить эти мантры необязательно: если вы не знаете всех этих слов и мудр, достаточно просто оставаться в присутствии проявления Гаруды, представляя, как бесчисленные подношения распространяются, заполняя всю вселенную.
Затем вы произносите третий КХРОМ и получаете мудрость всех просветленных, проявляющуюся в виде различных светов и маленьких Гаруд, которые растворяются в вас и таким образом наделяют силой ваше проявление как Гаруды.
Такое распространение и собирание света называется троду: тро значит “распространять”, а ду — “вбирать”. Сначала вы распространяете свет во всех направлениях, побуждая к действию всех татхагат, просветленных существ, бодхисаттв — всех, кто обладает безграничной мудростью. Затем вы получаете их мудрость в виде разноцветного света, а также в виде маленьких проявлений Гаруды, которые растворяются в центре слога КХРОМ. Таким образом ваша визуализация Гаруды перестает быть только представлением — теперь она наделена силой, которая позволяет ей быть понастоящему действенной.
Сохраняя присутствие троду, читайте основную мантру Гаруды:
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ
Эту мантру можно читать много раз, но не громко, а шепотом. Мантра вращается по часовой стрелке вокруг слога КХРОМ. Читая мантру, продолжайте распространять свет, приглашая мудрость просветленных существ. Если вы ощущаете некое вредное воздействие или присутствие каких-то вредоносных сил, распространяйте свет в виде искр, которые превращаются в тысячи Гаруд, способных усмирять все виды энергии.
Иногда очень полезно посвятить одну, две или три недели практике Гаруды, читая основную мантру. Если выполнять визуализацию и долго читать мантры, можно действительно обрести, создать силу мантры. Обычно сначала читают основную мантру, чтобы придать силу своей способности к преображению, и лишь после того, как вы начитали основную мантру достаточное число раз, можно начать читать мантру действия для себя или для других. Очень полезно выполнять практику Гаруды именно таким точным образом — особенно это важно для тех, кто помогает другим, занимаясь каким-то видом целительства. На Западе немало людей, которые помогают другим при помощи энергии и т. п., и им необходима определенная защита — иначе они потеряют всю свою энергию и не смогут передать ее кому-то еще. Поэтому, если вы хотите помогать другим, очень важно сделать ритрит, а затем часто практиковать эту мантру: тогда у вас не будет проблем.
Кроме того, и в обычной жизни, если точным образом выполнять практику Гаруды, мы будем иметь необходимую защиту и будем не так подвержены различным недугам, возникающим в результате вредных энергетических воздействий. В наше время это очень важно. Более того, если вы точным образом выполняете практику с основной мантрой, вы сможете помочь другим людям.
Есть две мантры действия. Что касается первой, то всегда, когда вы ощущаете присутствие чего-то враждебного, и особенно в случае каких-то вредных энергетических воздействий, вы можете выполнять эту визуализацию. В данном случае вы представляете, что мантра вращается: слог Гаруды, КХРОМ, находится в вашем <сердечном> центре, а мантра вращается вокруг него по часовой стрелке; затем от них исходит свет, — сверкающий, пламенеющий свет распространяется от вращающегося кольца мантры, устраняя всё враждебное. Или же из сияющего света возникают тысячи, миллионы маленьких Гаруд, которые усмиряют всю энергию Восьми Классов, и так вы обретаете власть над всеми видами враждебных энергий. Сохраняя такую визуализацию, читайте основную мантру Гаруды, добавляя к ней следующую мантру:
НАГА ШАТРУН УПАГРАХЕ МАРАЯ БЭД СОД.
Всё вместе звучит так:
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ НАГА ШАТРУН УПАГРАХЕ МАРАЯ БЭД СОД.
Повторяя эту мантру с соответствующей визуализацией, вы сможете преодолеть такие проблемы.
Что же касается второй мантры действия, то в случае, если вы заболели, если, например, в какой-то части тела у вас возникла опухоль или же какая-то болезнь неизвестного характера, представьте в больном месте очень маленького Гаруду — размером с искру. Пылающий огонь исходит из тела этого маленького Гаруды, разрастаясь и уничтожая всё вредное, что находится в этом месте. Сохраняя присутствие этой визуализации, читайте основную мантру, добавляя к ней мантру САРВА РОША ШИНТАМ КУРУ СВАХА. Полная форма такова:
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ САРВА РОША ШИНТАМ КУРУ СВАХА.
Повторяя эту мантру много раз, вы сможете полудить результат. Также можно выполнять эту практику и на благо других, однако для этого необходимо сначала уделить достаточно времени практике основной мантры, в противном случае лучше вообще не использовать мантры действия. Данная практика очень важна для лечения любых болезней, вызванных вредными энергетическими воздействиями. Если не использовать подобной практики, а только принимать лекарства, преодолеть подобные проблемы нелегко. Если же в дополнение к лекарствам использовать практику мантры, лекарства подействуют. Вот почему в тибетской медицине так много мантр и визуализаций Гаруды.
Завершив практику Гаруды, посвятите заслуги всем живым существам. Вот и всё. Вообще, выполняя практику по системе Ану-йоги, в конце вы не растворяете образ йидама в слоге, а затем в пустоте и т. д. В Йога-тантре, например, это считается очень важным, а особенно в системе Крия-тантры. Там утверждается, что, когда вы представляете перед собой просветленное существо, например, Авалокитешвару, призываете его мудрость, молитесь и делаете подношения, готовитесь получить его мудрость и т. п., в конце вы должны растворить всё это и остаться в состоянии пустоты. Если вы этого не делаете, то, согласно Крия-тантре, накапливаете неблагую карму, так как вы пригласили просветленное существо и оно еще перед вами, а вам уже всё равно.
Но в учении Дзогчен преображение, проявление в форме йидама связано с нашим истинным состоянием. Вот почему мы мгновенно проявляем бесчисленные мандалы и всё остальное. Незачем отказываться от нашего представления или менять его. Лучше, если вы всегда видите совершенное, чистое измерение. Поэтому мы не растворяем свое проявление, но лишь посвящаем заслуги всем существам. Вот так, очень просто, можно делать практику Гаруды.
Девять очищающих дыханий А
ОМ
Э ХО ШУДДхЕ ШУДДхЕ
ЯМ ХО ШУДДхЕ ШУДДхЕ
БАМ ХО ШУДДхЕ ШУДДхЕ
РАМ ХО ШУДДхЕ ШУДДхЕ
ЛАМ ХО ШУДДхЕ ШУДДхЕ
Э ЯМ БАМ РАМ ЛАМ ШУДДхЕ ШОДхАНАЕ СВАХА
НАМО ГУРУ БхьЯ
НАМО ДЭВА БхьЯ
НАМО ДАКИНИ БхьЯ
КХРОМ КХРОМ КХРОМ
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ
НАГА ШАТРУН УПАГРАХЕ МАРАЯ БЭД СОД
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ХУМ ПХЭТ
САРВА РОША ШИНТАМ КУРУ СВАХА
ОМ ДхАРЕ ДхАРЕ БАНДхАРЕ СВАХА
ДЖАЯ ДЖАЯ СИДДхИ СИДДхИ ПхАЛА ПхАЛА
'а А ХА ША СА МА
МАМАКОЛИНг САМАНТА
После второго КХРОМ можно добавить следующую мантру:
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГХАРУТА ЭХЬЯХИ
ВАДЖРА САМАЙЯ
ТИШТА ЛХЭН
ГАРУДА АТИПУХО ПРАТИЧЧАХО
ОМ КХРОМ ВАДЖРА ГАРУДА
ПУШПЕ ДХУПЕ АЛОКЕ ГАНДХЕ НАЙВИДЬЯ
ШАБДА САРВА ПАНЧА АМРИТА РАКТА БХАЛИНТА
НОДЧЖЕД ЧЖУНПОЙ
МАМСА РАКТА КИМНИ РИТИ КХАКХА КХАХИ
ГХАРУТА САМАЙЯ ШУДДХЕ А
САРВА МАНГАЛАМ!